На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Работа дома (Фриланс)

2 548 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алина Замятина
    Если для кого-то работа это испытание, то для меня наоборот. Работа в офисе приносила только стресс, особенно коллект...Как работать дома...
  • Алина Замятина
    Мне понравилось работать дома, даже не хочется больше в офис выходить.Как работать дома...

Как стать журналистом-фрилансером?

Это уже, как говорится, не хухры-мухры. Это высокий уровень. Тем не менее, для специалистов-филологов и грамотных, набивших руку авторов - реальный и желаемый вариант заработка. И таких авторов очень много. Статья julia_nixon.


Итак, начну с того, чем долгое время занималась сама: с журналистики, то есть написания «заметок», как обычно называют редакторы все тексты. Всего того массива информации в разном виде и разнообразной упаковке, что заполняет страницы обычных бумажных журналов. Сетевые СМИ – отдельная история, возможно, к ней я тоже вернусь.

Итак, те, кто уже работает штатным журналистом и по разным причинам решил променять работу с гарантированной зарплатой на статус «внештатник» – знают, что и как делать.
Все, что я здесь напишу, предназначено, скорее, для тех, кто очень-очень хочет публиковаться в газетах или журналах, но не знает, с чего начать. Или боится – дескать, куда уж мне, вон все забито текстами, и очередь, небось, из внештатников на полгода…
Прежде всего, важное правило: хорошие авторы нужны всегда. Причем нужны они во все журналы (с газетами сложнее, и я напишу почему), начиная с Cosmopolitan (или поставьте сюда «самый-самый» ваш журнал) и, кончая, ну не знаю, «Вестником пищеварения».

Кто такой хороший автор? 
Грамотный, адекватный человек, который умеет просто и доходчиво писать тексты оговоренного объема на заданную или придуманную им тему. Еще хороший автор должен чувствовать некий «стандарт» подачи информации, который принят в том или ином издании. Например, если в журнале N публикуются обзоры, основанные на опросе нескольких персонажей, то так и надо писать. Хотя бы поначалу. Это уж потом, став любимым автором многих изданий, можно придумывать и предлагать свои формы упаковки слов в тексты.

Что еще нужно помнить автору, чтобы «стать хорошим» для редактора? Надо всегда соблюдать – железно соблюдать! – сроки сдачи текстов в редакцию, то есть дедлайн (от английского deadline, «срок окончания работы»).
Все.
Талантище, «журналистская харизма», выдающийся русский язык, умение жонглировать метафорами и сыпать цитатами, тонко шутить в одном абзаце и мягко хамить в следующем, сыпать цитатами, выжимать из читателей слезы и проч. – можно. Но не обязательно.

Какие темы для статей выбирать?
Если исходить из того, что на вольные журналистские хлеба зачастую отправляются молодые мамы с детьми, то логично вроде бы и темы выбирать про то, что знаешь: беременность, роды, диеты, уход за ребенком, воспитание и развитие. Психология отношений еще до кучи.

Но, как говорится, есть две новости: плохая и хорошая. Плохая: темы эти истоптаны-перетоптаны со всех сторон не одной сотней и профессиональных журналистов, и внештатников-фрилансеров. Новость хорошая: и тем не менее обо всем этом пишут в бумажных журналах, и пишут постоянно.
Значит, надо придумать в каждой заезженной-обмусоленной теме что-то свое (рассказать про свой уникальный опыт, изложить свои наблюдения, применить свои знания, если образование или нынешняя профессия это позволяют). Нелегко, да.

Например (пишу навскидку, но подумав:)): если в анамнезе у будущего фрилансера-журналиста экономическое образование и опыт работы в финансовой сфере, тогда можно все интересные темы подавать, грубо говоря, языком цифр. То есть: экономическая составляющая раннего развития ребенка/»правильной» диеты (что сколько стоит, адекватны ли такие затраты, дадут ли потребительский кредит на закупку «кубиков Зайцева» или вагона морковки по оптовой цене). А на что молодой маме дадут потребительский кредит? Финансовые взаимоотношения в семье во время декретного отпуска жены. И так далее. Таким образом, получается эксклюзивный материал, который всегда интереснее и редактору, и читателям, нежели пространные рассуждения о пользе раннего развития ребенка.

Можно идти и по другому пути, если образование и опыт работы позволяют: начинать сотрудничество не с популярными, массовыми и хорошо раскрученными журналами, а со специализированными, которые относятся к категории B2B (от «business-to-business»). Это не деловые журналы, типа Forbes, он как раз массовый. Речь идет о таких изданиях, как «Генеральный директор» или CRE (Commercial Real Estate).


О чем могут рассказать выходные данные журнала?
Чем больше в «поминальнике» издания народу, тем меньше внештатных авторов туда требуется. Пишут или сами редакторы под псевдонимами, или их друзья-знакомые из других изданий – если официально штатному редактору гонорары не положены. Журналы, которые у всех на слуху, тоже не страдают от недостатка внештатных авторов. А вот, например, издания, где в выходных данных значатся лишь главный редактор, редактор и корректор (и то не всегда), а объем - 100 с лишним полос и выходит журнал 10-11 раз в год в авторах может нуждаться.

И если уж журнал у вас в руках – посмотрите, есть ли в нем реклама? Если ее мало – не факт, что гонорары будут платить во время. Исключение составляют специализированные журналы, которые живут, и хорошо живут, за счет распространения по подписке. В них, как правило, не много рекламы.

Как искать издание для сотрудничества?
По знакомым. Вариант не хороший, не плохой, как повезет. Единственное положительное в этом варианте – если «знакомить» будут с редактором отдела или заместителем главного редактора, который ведает всеми авторами и заказывает им тексты.  

По сайтам, где публикуются вакансии. Это не быстрый путь, такие вакансии встречаются редко. Глянцевые и просто известные журналы журналистов-фрилансеров так не ищут. А вот найти работу внештатного корреспондента, например, в журнале «Галерея недвижимости» - можно. Если, конечно, есть интерес к такой узкой теме и желание об этом писать.  
Например: требуется журналист в журнал «Расчет», необходимы знания в области налогообложения и бухгалтерии. Портфолио: 2-3 статьи на бухгалтерскую и смежные тематики. Оформление по ТК. Гонорар: 200 руб. за 1000 знаков.
Гуглим: журнал «Расчет», выпускается крупным ИД «Бератор», который специализируется на бухгалтерской литературе.

Искать напрямую, отправив письмо в редакцию. Я работала главным редактором двух журналов и могу сказать, что такой вариант поиска внештатной работы –очень продуктивный. Совсем хорошо, если потенциальный автор будет иметь хотя бы общее представление об издании, с которым хочет сотрудничать, о его тематике, о принятом там стиле изложения и прочем. Обо всем этом можно, и даже нужно, писать в письме главному редактору или редактору отдела.
А начните послание со слов «с удовольствием читаю ваш журнал», поверьте, редакторов так редко хвалят за их работу. В письме лучше предложить сразу несколько тем будущих материалов – любого редактора интересует постоянное сотрудничество с автором. Сами тексты заранее писать не надо, лучше продумать, о чем они могут быть, и сделать краткий синопсис.

Портфолио: где его взять?
В вакансии, которую я процитировала, есть требование предоставить портфолио, иными словами, опубликованные статьи по схожей тематике. Если вы уже работали внештатно, то понятно. А если только очень хочется?
Самый простой способ – активно сотрудничать с интернет-изданиями, порталами, сайтами, которые размещают журналистские материалы. На гонорары особо рассчитывать не стоит, это работа на портфолио. Хотя есть сайты, которые выплачивают небольшие гонорары. Как правило, это интернет-издания со штатом редакторов, например, woman.ru или 7ya.ru.

Понятное дело, что при нынешнем развитии фотошопа состряпать себе любое портфолио, отсканировав чужие опубликованные материалы и поставив туда свою фамилию, - дело не хитрое. Возможно, вам закажут материал. Но то, что писать вы пока не научились, станет понятно после первой же присланной статьи.


Сколько можно заработать?
Гонорары обычно рассчитывают за 1000 знаков текста в статистике Word (с пробелами или без – это важно уточнить заранее). Также надо выяснить, включен НДС в эту сумму или нет. Итак, средняя ставка – 200-500 р. за 1000 знаков, обычный текст – 5-6 тыс. знаков. Да, для выплаты гонорара рассчитывается, естественно, окончательный объем текста, который опубликован. И если первоначально автор написал 7000 знаков, а после редактуры и сокращений осталось 5600 знаков - оплатят за 5600. Сумму к выдаче в месяц - считайте сами. 

В принципе, при плотной работе по несколько часов в день, и при сотрудничестве с несколькими изданиями можно заработать ощутимые деньги. При этом надо помнить, что гонорар выплачивается после выхода номера журнала, так что сотрудничать с изданием, выходящим реже 6 раз в год – экономически не очень выгодно. Гонорары задерживают, бывает, что не выплачивают совсем. К этому тоже надо быть готовым начинающему автору.

Источник 1, 2, 3

Картина дня

наверх